Социально-психологичексая служба

СППС 

 социально-педагогическая и психологическая  служба

учреждения дошкольного образования.

 

Социально-педагогическая и психологическая служба обеспечивает социально-педагогическую поддержку воспитанникам и оказывает им психологическую помощь.

 Целью деятельности социально-педагогической и психологической  службы 

учреждения дошкольного образования  является содействие социальной адаптации воспитанников и оптимизация образовательного процесса.

 В задачи службы входит обеспечение социально-педагогической поддержки и оказание психологической помощи субъектам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации воспитанников, защиты их прав и законных интересов.

 

В учреждении дошкольного образования приказом заведующего утвержден состав  СППС:

заместитель заведующего по основной деятельности КОРОТКОВА Н.С.

педагог-психолог ТИМОШЕНКО Ю.Н.

учитель-дефектолог ТАРАСЕНКО М.В.

Общее руководство деятельностью СППС дошкольного учреждения осуществляет заместитель заведующего по основной деятельности Короткова Н.С..

 

 Декрет  Президента №18 от 24.11.2006г.

        В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24.11.2006г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном  положении.

       В соответствии со ст. 67  Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, если ребенок находится в социально опасном положении.

     Обязанности  родителей в отношении детей определены  в ст. 65 (права и обязанности семьи), 73 (обязанности родителей по защите прав и законных интересов ребенка), 74 ( место жительства), 75 (воспитание детей), 90 (пределы полномочий родителей в управлении делами ребенка) Кодекса о браке и семье.

Оценка риска семейного неблагополучия несовершеннолетнего:

  • ненадлежащий досмотр ребенка, отсутствие родителей;
  • частое отсутствие в учреждении дошкольного образования ребенка без уважительной причины;
  • неопрятный внешний вид ребенка, отсутствие сезонной одежды;
  • эпизодически  нетрезвое состояние родителей;
  • несвоевременно  оплата за  учреждение дошкольного образования;
  • следы побоев у ребенка;
  • жестокое обращение с ребенком.
  • антисанитарное состояние квартиры;
  • факты бытового пьянства;
  • наличие долга за коммунальные услуги;

Основные направления деятельности по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите.

Для счастливого детства, благополучного развития ребенка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная, успешная семья, способная обеспечить основное, базовые потребности ребенка.

Однако, к сожалению, далеко не все родители осознают свою ответственность за воспитание и содержание детей и обеспечивают им достойный уровень жизни.

Для более точного понимания данной проблемы рассмотрим критерии социально опасного положения несовершеннолетнего.

Критерии и показатели социально опасного положения:

  • Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер).  Аморальный образ жизни родителей несовершеннолетнего (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания и др.).
  • Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка. Не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии; материально-бытовом обеспечении.
  • Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами. Незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку. Запрещение ребенку посещать общеобразовательное учреждение. Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия.
  • Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье. Преднамеренное нанесение ребенку родителями физических повреждений, постоянное психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера.
  • Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации. Проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера.

Учреждение дошкольного образования выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:

·         изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье (посещение семьи на дому);

·         анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;

·         анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;

·         учета посещения несовершеннолетними учреждения дошкольного образования;

·         контроль  за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними;

·         проводят профилактическую работу с несовершеннолетними, их родителями;

·         поступление информации о несовершеннолетнем из других источников (органы внутренних дел, медицинские учреждения, ЖЭК, отдел опеки и попечительства

При получении информации о социально опасном положении ребенка по поручению заведующего учреждения дошкольного образования  с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних проводится изучение положения несовершеннолетнего в семье.

·         В случае наличия одного или нескольких данных признаков у семьи СППС, педагогические работники учреждения образования выносят на педагогический совет, предложение о постановке на учет.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ, НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

 В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей издан Декрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

Ребенок, находящийся в социально опасном положении – это лицо в возрасте до 18 лет, которое находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям, предъявляемым к его воспитанию или содержанию.

К несовершеннолетним нуждающимся в государственной защите относятся дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, признанные комиссией по делам несовершеннолетних из числа детей, находящихся в социально опасном положении.

Государственные органы, органы внутренних дел, медицинские учреждения, ЖЭК, граждане, располагающие сведениями о детях, находящихся в социально опасном положении, обязаны немедленно сообщать об этом руководителю учреждения дошкольного образования, в социально-педагогическую и психологическую службу учреждения, орган опеки и попечительства.

 

Информационно-аналитическая деятельность

  • изучение и анализ положения детей в учреждении образования
  • сбор информации о несовершеннолетних и их семьях
  • формирование банков данных всех категорий
  • анализ полученных данных
  • сбор данных о социальной инфраструктуре микрорайона яслей-сада
  • анализ полученных данных
  • составление социально-педагогической характеристики микрорайона учреждения образования и др.

Профилактико-просветительская деятельность 

мероприятия:

  • по повышению психолого-педагогической и правовой культуры педагогов и родителей
  • профилактике насилия в отношении несовершеннолетних
  • по вопросам развития и социализации личности
  • по тематическим дням.

Формы работы

  • выступления на родительских собраниях, педагогических советах
  • взаимодействие с субъектами профилактики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Диагностическая деятельность

  • психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности несовершеннолетних, взаимодействия со сверстниками
  • изучение социальной ситуации развития в целях организации индивидуального подхода в воспитательном процессе, определения стиля педагогического взаимодействия с детьми
  • изучение социально-психологического климата коллектива
  • изучение состояния детско-родительских отношений, внутрисемейной обстановки
  • выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Коррекционно-развивающая деятельность

  • адаптационные мероприятия
  • коррекция эмоционально-поведенческих нарушений
  • мероприятия, направленные на развитие личности, ее самосовершенствование и социализацию.

Консультационная деятельность 

  • проведение консультаций с родителями, педагогами.

Охранно-защитная деятельность

  • изучение положения детей в семье
  • выявление и устранение причин и факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни, с использованием критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетних
  • защита прав и законных интересов детей в различных правоохранительных и правозащитных органах и организациях
  • взаимодействие с органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждениями и организациями, занимающимися вопросами защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социальными институтами, занимающимися вопросами социализации.

Методическая деятельность

  • участие в работе педагогических советов
  • разработка или подборка методических рекомендаций, памяток, материалов для тематических выступлений
  • оформления стендов для различных категорий и др.

Работа по повышению профессионального уровня 

  •  работа по самообразованию
  • повышение квалификации
  • аттестация
  • изучение и обобщение лучшего психолого-педагогического опыта.

 

  • Дизайн сайта E.V. Omelchuk