Советы педагога-психолога

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НЕ СТАТЬ «РАССЕЯННЫМ С УЛИЦЫ БАССЕЙНОЙ»?

В основе такого полезного качества, как наблюдательность, лежит внимание. Внимание бывает двух видов: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание – самое раннее в развитии человека. Это как бы реакция на раздражительность: внезапный звук, яркий предмет, любое движение.

Другой вид внимания – произвольное, когда человек специально сосредотачивается на чем-либо. Здесь главное – волевой механизм, умение себя организовать, не отвлекаться (обучение в школе ориентированно в основном на произвольное внимание, поэтому его надо воспитывать и тренировать).

Тренировку внимания начинаем в самом раннем возрасте с развития наблюдательности. Это возможно в любой момент жизни. Просто нужно почаще обращать внимание ребенка на конкретные вещи: «Красиво сделано, да?», «Хорошо поступил, верно?», «Вкусно пахнет, правда?»

Заметьте, это каждый раз приглашение ребенка к разговору, «включение» его в ситуацию. Сравните с утверждениями: «Красиво сделано», «Хорошо поступил» и т.д. Они просто оценочные. А без подключения к оценке ребенок может и не услышать взрослого.

Развитие наблюдательности можно превратить в веселую и занимательную игру. Например, предложите ребенку заметить и запомнить спрятанные под салфеткой предметы, когда вы их откроете сначала на 2 мин., потом на 1 мин., потом на 30 сек. (предметов не должно быть больше семи, и дети, безусловно, должны их знать).

Очень важно воспитывать готовность ребенка быть внимательным всегда. Конечно, для детей это также должна быть ситуация игры.

Например, закройте ребенку глаза и попросите описать, как вы сегодня одеты? Какого цвета занавески? Сколько цветов на окне? Неожиданные вопросы полезны потому, что помогают организовать и дисциплинировать внимание ребенка. Дело в том, что его внимание рассеивается, направленность внимания на что-либо все время подвергается «атакам» многих раздражителей. Вопросы взрослого помогают справиться с этими отвлечениями. «Какого цвета был велосипед у мальчика?», «Кто вел ребенка – мама или бабушка?» Не забывайте хвалить ребенка, даже если он ошибается.

Заметно развивает наблюдательность, целенаправленное совместное рассматривание и обсуждение картинок, в том числе их деталей. Если взрослый придает этому обсуждению оценочный характер, он тем самым способствует развитию у ребенка способности к анализу, а это уже мыслительный процесс. Например, какая-то деталь на картинке не просто констатируется, а как бы «развертывается»: «Это облако белое, легкое, а это темное, тяжелое. Из какого может пойти дождь?»

Очень полезны игры типа «Найди отличия», «Отыщи одинаковые», «Нарисуй по образцу».

Внимания требуют многие подвижные игры с мячом «Одушевленные – неодушевленные предметы» (одни ловим, другие нет).

Внимание обладает важными качествами: емкостью, скоростью переключения и устойчивостью. Емкость показывает, как много объектов одновременно могут быть охвачены вниманием; скорость переключения – быстроту переключения внимания с одного объекта на другой; устойчивость – способность удерживать внимание на одном предмете нужное время.

Что же на психологическом уровне влияет на поведение наблюдательных, рассеянных и обычных людях.

Во-первых, каждый обладает разными природными задатками: скоростью нервных процессов, быстротой переключения с одного процесса на другой, степенью активности и утомляемости и т.д. Понятно, что быть наблюдательным (восприимчивым) легче тому, у кого более лабильная, подвижная психика.

Поэтому несправедливо и бессмысленно упрекать рассеянного ребенка в не наблюдательности. Он рожден таким! Другое дело, что, к счастью, любое качество можно развить – только потолок у каждого свой.

Во-вторых, более наблюдательные, как правило, оказываются и более любознательными, а в основе этого качества лежит «интеллектуальная активность» (ИА), которая, как показали исследования отечественных психологов, является тоже врожденной.

В-третьих, рассеянность не обязательно означает общую несобранность внимания. Иногда это результат высокой концентрации внимания на каком-то одном предмете или на своем внутреннем мире, переживании. Сейчас становится все более распространенным уход ребенка в виртуальный компьютерный мир, который оказывается для него более интересным. Такой ребенок тоже выглядит рассеянным, не заинтересованным в реальном мире и даже отстраненным от него.

В-четвертых, на развитие внимания влияют, несомненно, психологические факторы: способы воспитания и обучения ребенка, стиль отношений с взрослыми и сверстниками, возможности реализации способностей ребенка ит.д.

В-пятых, на умственную деятельность, в частности на внимание, влияют неполноценное питание, авитаминоз, недостаток микроэлементов, хронические и инфекционные заболевания, глисты и т.д. Они могут стать основной причиной рассеянности и временного «поглупения» или постоянного отставания ребенка в своем развитии.

Справедливости ради нужно заметить, что говорить о развитии какого-то одного, отдельно взятого качества или психического процесса можно только теоретически. Человеческая психика – гармоничное сочетание, переплетение множества качеств, свойств, процессов, перетекание и превращение одного в другое. На практике мы можем только усилить акцент на воспитании, развитии того или иного выбранного нами в данный момент качества, а влияние распространится на все процессы, всю психику в целом, потому что она целостна. Воспитываем внимание – обеспечиваем лучшее восприятие, память, формируем характер. Заботимся о наблюдательности – даем пищу для мышления, понимания, выработки отношения, собственного мнения. И так – во всем.

 (журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2005, Путляева Л. «Воспитание внимания»)

НЕ БУДЬ ТОРОПЛИВ, А БУДЬ ПАМЯТЛИВ

Запоминать умеет тот, кто может быть внимательным.

С. Джонсон

Все, что мы воспринимаем, чаще всего не проходит бесследно, а сохраняется в нашей памяти. Память – это свойство психики воспринимать, сохранять и воспроизводить полученную информацию. Хорошая память – важнейшее условие успешного обучения, приобретения знаний. На протяжении всей жизни человека память не остается неизменной, ее можно и нужно тренировать и развивать. Упражнениям и тренировке поддаются разные виды памяти, в зависимости от того, что именно запоминается: конкретные образы (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные), движения, эмоции, чувства, слова. Важно наличие или отсутствие цели что – то запомнить, припомнить, сохранить материал надолго или нет. Помнить можно долго (иногда всю жизнь), а можно всего несколько секунд.

Поскольку обучение в школе носит, как правило, словесный характер и направлено на усвоение значительного объема информации, успешность обучения во многом обусловлена уровнем развития памяти, прежде всего смысловой (желательно долговременной).

В результате организации целенаправленной работы взрослого с ребенком создаются условия для развития в старшем дошкольном возрасте способностей к образному, детальному запечатлению, освоению ряда мимических приемов, принятию цели запомнить, осознание необходимости применить усилие для запоминания, контроля при воспроизведении и др.

Специальными исследованиями было установлено, что разные виды памяти развиваются у детей по – разному. Так, у мальчиков выявлена следующая последовательность:

· Вначале лучше развита память на предмете;

· Затем – на слова со зрительным и слуховым содержанием;

· Потом – на звуки, числа и отвлеченные понятия;

· И, наконец, на пережитые эмоции.

У девочек эта последовательность несколько иная:

· Сначала сильней проявляется память на слова со зрительным содержанием;

· Потом – на предметы;

· Далее – на звуки, числа и отвлеченные понятия;

· На пережитые эмоции (как у мальчиков).

Это связывают с тем, что зрительная память у девочек развита лучше, чем у мальчиков.

Если же результаты проверки памяти оказались «скачущими» и ребенок запоминает то 5 – 6, то 2 – 3 слова, это обычно является проявлением быстрой утомляемости. Такие результаты чаще всего бывают у детей ослабленных, болезненных, с повышенной возбудимостью. В первую очередь они нуждаются не в тренировки памяти, а в оздоровительных мероприятиях, направленных на улучшение сознания здоровья.

КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ?

Развивать у детей любознательность, интерес к окружающему; строить обучение в соответствии с возрастом и с индивидуальными потребностями и интересами ребенка;

Широко использовать игровые мотивы, побуждающие запоминать; варьирование повторений; наглядности и слово; заучивание стихов;

Обучать специальным приемам для развития предпосылок логического запоминания, таким, как смысловое соотнесение и смысловая группировка (раскладывание картинок по определенным группам, каждая из которых либо обозначена одной картинкой, либо названа словом; называние обобщающим словом сгруппированных картинок или названных взрослым слов и пр.);

Чаще обращаться к детям с вопросами, которые нацеливают его на воспоминания о прошедших событиях в их жизни или в жизни известных героев сказок, персонажей просмотренных мультфильмов;

Организовать работу по образцу (зрительному, словесному); зрительный образец сначала может быть постоянным, а затем время его рассмотрения постепенно сокращается;

Давать отсроченные во времени поручения дома и в детском саду (на вечер – утром, на завтра – вечером);

Чередовать умственную деятельность с двигательною активностью (последняя снимает утомление и ускоряет протекание восстановительных процессов головного мозга).

ЛЕВОРУКОСТЬ У ДЕТЕЙ

Многие родители проявляют беспокойство, когда замечают, что их дети рисуют и пишут не правой рукой, а левой, пытаются их переучить и даже обращаются к врачу. Еще два или три поколения назад на левшу смотрели настолько косо, что это порождало у ребенка самый настоящий комплекс неполноценности.

Многие ученые и воспитатели считают своей обязанностью переучить ребенка.

Так надо ли вообще пытаться переучивать такого малыша? Чем он отличается от других? Лишь тем, что у него доминирует правое полушарие. Но ведь ребенок рождается с двумя …. правыми полушариями.

И лишь позднее, по мере развития личности малыша, одно из них начинает «леветь».

Поэтому мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение друг другу, так как в одном и другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека.

После кризиса трех лет начинают вырисовываться различия между «правшами» и «левшами».

Ребенок – «правополушарный» левша – намного отличается от своих сверстников, и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других рисуют и лепят.

Многие люди выдающихся дарований были именно «левшами» – например, Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Все отмечают большие музыкальные способности «левшей», для них нередок абсолютный слух. Но в это же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.

Такой ребенок непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении желаний.

Окружающим такого ребенка взрослым важно ни в коей мере не подчеркивать это свойство, лучше всего вообще не предпринимать никаких попыток что-нибудь изменить. Более того, стоит показать, что вы считаете его леворукость даже преимуществом. И если мы, учитывая эти особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы будут решены.

 Для определения преобладающей руки у ребенка ответьте на вопросы, а также предложите малышу задания:

1. Узнайте, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой.

2. Вспомните, в возрасте до одного года какой рукой чаще пользовался ребенок (брал погремушку, ложку и т. д..).

3. Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?

4. Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.

5. Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?

6. Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это была за рука.

7. Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки лежит сверху?

8. Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет на верху?

9. предложите ребенку топнуть ногой. Какой ногой он топнул?

10. Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?

11. Предложите ребенку одним глазом посмотреть б бумажную трубочку.

 Если большинство заданий ребенок выполнил левой рукой, ногой, ухом, глазом, то ведущим является правое полушарие головного мозга.

ПУТИ ОСВОЕНИЯ ПИСЬМА

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причин тому несколько:

· Недоразвитие мелкой мускулатуры руки (пальчиковой);

· Однообразие, монотонность организации обучения;

· Маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии и др.

Кроме того, во время освоения письма часто страдает зрительная и нервная системы ребенка. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребенка в процессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу.

Для подготовки ребенка физически и психологически к освоению письма в школе необходимо:

1. Формировать прочные навыки самостоятельного письма печатными буквами;

2. Развивать фонематический слух детей: совершенствовать умение различать на слух все фонемы родного языка изолированно и в звуковом окружении;

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок, шнуровок и т.д.;

4. Создавать условия для формирования у детей устойчивой мотивации к овладению навыками письма, вызывая чувство удовлетворения от работы;

5. Развивать абстрактное мышление детей, формируя навыки работы со знаками (буквами) – символами;

6. Развивать мыслительные процессы детей: зрительное и звуковое восприятие, память, логику, аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект), творческие способности;

7. Воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность;

8. Вызывать у детей заинтересованность в освоении письма, стремление учиться писать в школе;

9. Вырабатывать у детей положительное отношение к письму, подвести их к осознанию того, что «писать красиво, легко и приятно»;

10. Воспитывать любовь и уважение к родному языку: его богатству, красоте, гармоничности.

СКОРО В ШКОЛУ. ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ.

Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье.

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Об интеллектуальной зрелости говорит способность ребенка концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями и др. Эмоциональная зрелость проявляется в ослаблении импульсивных реакций на события и умении длительно выполнять не всегда привлекательную работу (произвольность поведения). Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение слушать и выполнять указания учителя; подчинять свое поведение установленным правилам.

Однако не следует путать интеллектуальное развитие детей и их обученность. Например, ребенок, поступивший в школу, не умеет читать, писать или считать, но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через пару месяцев легко догоняет своих одноклассников.

Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы школьной жизни и даже создать временную успешность. Но здесь же кроется и опасность – ему будет скучно учиться.

Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится. Поэтому взрослым целесообразнее сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость, и на здоровье будущего первоклассника. Ведь с приходом в школу физическая нагрузка на организм увеличивается. Часто болеющий ребенок выбивается из нового ритма жизни, ему приходится догонять пропущенное. Дополнительная психическая и физическая нагрузка тяжела для ребенка, он может потерять веру в свои силы.

Еще в детском саду выясняется, есть ли у ребенка дефекты речи. Родители должны знать: речевые дефекты затрудняют процесс овладения грамотой, тормозит формирование навыка правильного письма. Поэтому необходима консультация и занятия с учителем-дефектологом.

Очень важный момент – желание учиться. Опросы детей показали: поступить в школу хотят практически все, но причины этого желания разные: одни идут в первый класс потому, что там будут учиться их друзья; другим нравится новый ранец и тетрадки; третьих интересуют звонки и перемены в школе. Эти ответы говорят о том, что дети еще не осознали важности учебы и не готовы к новому, важному шагу в жизни.

Правильно сформированная внутренняя позиция будущего первоклассника является его готовность к школе. Ребенка нужно научить слушать взрослого, четко выражать свои мысли, быть внимательным, усидчивым, контактным, содержать в порядке рабочее место. Важно, чтобы он умел правильно держать карандаш и ручку, уверенно рисовал, лепил, пользовался ножницами, умел составлять рассказ по картинке.

Кроме того, будущий ученик должен обладать и таким необходимым качеством, как самостоятельность. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить книги в ранец, в его школьной жизни возникнут определенные трудности.

Таким образом «портрет» идеального первоклассника предполагает наличие определенных качеств:

  • Стремление к общению со сверстниками;
  • Желание учиться (уметь читать, писать, считать);
  • Хорошее здоровье;
  • Эмоциональный настрой (тревожность, мотивация своих действий и др.);
  • Грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
  • Стремление к сотрудничеству со взрослыми;
  • Развитая произвольность поведения;
  • Любознательность и стремление к открытиям;
  • Хорошо сформированная координация движений и графических навыков.

Каждый родитель знает , какое качество наиболее значимо для его ребенка, и при активной помощи специалистов будет его развивать.

(журнал «Ребенок в детском саду» №5, 2005, Дулина О.В., Коновалова И.О. «Скоро в школу»)

 

  • Дизайн сайта E.V. Omelchuk